Свойства веществ, воспринимаемые человеком

Раздел: 
Русская Химия

8. Свойства веществ, воспринимаемые человеком

Человек воспринимает изучаемое вещество своими органами чувств – зрением, осязанием, обонянием, вкусом и даже слухом.

В первую очередь человек отмечает внешний вид вещества. Оно может быть прозрачным (как воздух, вода или стекло) и непрозрачным. Непрозрачные вещества различаются им по цвету. Отличительным признаком, в его представлении, может быть блеск, как на чистом срезе у металлов.

Зрение позволяет нам различать газообразные вещества, жидкие, киселеобразные (коллоиды), порошковые, монолитные и прочие.

На ощупь можно оценить твёрдость, мягкость, упругость, сыпучесть веществ и многое другое. Металлы нам кажутся более холодящими, чем другие материалы. Осязанием можно выявить наличие моющих средств в воде.

Многие вещества порождают запахи, и мы своим обонянием воспринимаем их.

Наличие сероводорода в воздухе может отметить каждый – он пахнет как протухшие яйца. Хлор издаёт удушающий запах. Люди с острым обонянием способны по запаху различать даже марки стали.

По вкусу человек делит вещества на кислые и солёные, на сладкие и горькие.

И даже слух помогает человеку различать разные материалы. Металлические предметы, например, звенят, а неметаллические издают глухой звук.

Так, своими органами чувств, воспринимает человек все окружающие его вещества. Такое восприятие помогает ему различать их; правда, не всегда и не безошибочно.

 Фосфор белый и фосфор красный перепутать по цвету – трудно, но фосфор ли – данное вещество? – сказать однозначно невозможно.

Очень внешне похожи  мелкая соль, сода, сахарная пудра, и даже селитра (минеральные удобрения), хотя на самом деле это – совершенно разные вещества и путать их никак нельзя.

Некоторые воспринимаемые человеком признаки легли в основу классификации веществ. Так признак кислотности выделил из всего многообразия веществ – кислоты, а солёность – соли.

Чувственное восприятие веществ, несмотря на свою многогранность, не позволяет всё же человеку составить истинное представление об атомах, с которыми он обращается, и о их соединениях. Таким способом человек иногда с трудом отличает одно вещество от другого и вынужден использовать дополнительные, косвенные средства для распознавания и оценки изучаемых веществ.

К оглавлению                Назад        обсуждение        Далее                Следующий раздел или книга